- ДЕЛО
- ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА
- СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА)
- ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ПОСТ.)
- СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 25RS0004-01-2024-006275-62 |
Дата поступления | 02.12.2024 |
Категория дела | Иные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений) → прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений) |
Судья | Кашимовский Андрей Евгеньевич |
Дата рассмотрения | 24.02.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 02.12.2024 | 12:11 | 02.12.2024 | ||||||
Передача материалов судье | 02.12.2024 | 15:31 | 02.12.2024 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 05.12.2024 | 12:32 | Административное исковое заявление принято к производству | 13.12.2024 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 05.12.2024 | 12:33 | 13.12.2024 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 22.01.2025 | 12:00 | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 13.12.2024 | |||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 22.01.2025 | 12:05 | 22.01.2025 | ||||||
Судебное заседание | 22.01.2025 | 12:10 | Рассмотрение дела начато с начала | вступление/привлечение заинтересованного лица | 22.01.2025 | ||||
Судебное заседание | 24.02.2025 | 14:30 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО | 22.01.2025 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 31.03.2025 | 09:29 | 03.04.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 02.04.2025 | 09:29 | 03.04.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация г. Владивостока | 2504001783 | 1022501302955 | ||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | МБОУ "СОШ № 63 г. Владивостока" | 2539044315 | 1022502126460 | ||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Прокурор Советского района г. Владивостока | 2536042415 | 1022501289535 | ||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока | 2536257178 | 1122536010409 |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заявитель | ОТВЕТЧИК | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Приморский краевой суд | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
25RS0<номер>-62
2а-730/2025
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 февраля 2025 года г. Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока в составе:
председательствующего судьи Кашимовского А.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Зюзь Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Советского района г. Владивостока к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 63 г. Владивостока», администрации г. Владивостока о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
установил:
Прокурор Советского района г. Владивостока обратился в суд с указанным административным иском, указав в обоснование следующее.
В ходе проведения прокурорской проверки установлено, что здание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 63 г. Владивостока» введено в эксплуатацию в 1964 году. Заключение о техническом состоянии здания отсутствует, поскольку обследование технического состояния здания не проводилось. В помещении образовательного учреждения по причине течи кровли стены и потолки имеют дефекты поверхности, трещины, требуют проведения капитального ремонта.
По данному факту прокурором в адрес директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 63 г. Владивостока» 19.02.2024 внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено 22.02.2024 однако выявленные нарушения не устранены ввиду недостаточности финансирования, несмотря на ходатайства заведующей о необходимости выделения дополнительного финансирования для проведения технического обследования здания денежные средства до настоящего времени не выделены, обследование технического состояния здания не проведено.
Прокурор Советского района г. Владивостока просит суд признать незаконным бездействие администрации г. Владивостока в непринятии мер по финансированию расходов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 63 г. Владивостока» по обследованию технического состояния здания, возложить на администрацию г. Владивостока обязанность в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование расходов по проведению обследования технического состояния здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 63 г. Владивостока», по установке умывальных раковин с подводом горячей и холодной воды в помещениях начальных классов, в кабинете биологии, умывальных раковин в санитарных узлах для мальчиков, обеспечению нормируемого уровня искусственной освещенности в кабинете искусств, в процедурном кабинете, ремонту АПС и ОООУЭ, кровли здания в мастерских, возложить на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 63 г. Владивостока» обязанность в течение 6 месяцев после финансирования администрацией г. Владивостока обеспечить проведение обследования технического состояния здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 61 г. Владивостока», обеспечить проведение работ по установке умывальных раковин с подводом горячей и холодной воды в помещениях начальных классов, в кабинете биологии, умывальных раковин в санитарных узлах для мальчиков, обеспечению нормируемого уровня искусственной освещенности в кабинете искусств, в процедурном кабинете, ремонту АПС и ОООУЭ, кровли здания в мастерских.
В судебном заседании представитель административного истца <ФИО>3 требования административного иска поддержала по доводам в нем изложенным.
Представитель административного ответчика – администрации г. Владивостока, а также заинтересованного лица – Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока по доверенности <ФИО>4 возражала против требований прокурора по доводам, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.
Представитель административного ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 63 г. Владивостока» <ФИО>5 в судебном заседании указала, что работы по установке умывальных раковин с подводом горячей и холодной воды в помещениях начальных классов, в кабинете биологии, умывальных раковин в санитарных узлах для мальчиков, обеспечению нормируемого уровня искусственной освещенности в кабинете искусств, в процедурном кабинете, ремонту АПС и ОООУЭ, кровли здания в мастерских выполнены во исполнение предписания №90 от 11.05.2021, которое выдавалось Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю, указание прокурора о наличии неисполненных предписаний в акте проверки от 20.11.2024 содержит недостоверные сведения. Между тем по настоящее время обследование технического состояния здания не проведено, ввиду отсутствия финансирования.
Выслушав стороны, изучив материалы дела и представленные доказательства в совокупности, исходя из требований ст.ст. 62, 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся, в том числе, включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6, ч. 7 ст. 55.24, ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.
Пунктом 4.3 ГОСТ 31937-2011, действующего на дату выявленных прокурором нарушений, установлено, что первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга.
Аналогичные положения содержаться в действующем на дату судебного заседания ГОСТ 31937-2024 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
Так, согласно п. 4.2 указанного ГОСТ 31937-2024 первое обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий (сооружений) или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). По результатам проведения обследования составляют отчет, включающий в себя заключение по форме приложения А или Б, или по форме, установленной специализированной организацией в зависимости от вида обследования. Рекомендуемый срок следующего обследования указывают в отчете по результатам обследования. Для уникальных зданий (сооружений) устанавливают постоянный режим мониторинга при соответствующих требованиях национальных стандартов.
Доводы административного ответчика о том, что ГОСТ 31937-2024 утвержден для добровольного применения, подлежат отклонению, поскольку данный факт не освобождает от обязанности проведения технического обслуживания, периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренной положениями статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также Градостроительным кодексом Российской Федерации. Кроме того необходимость систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики предусмотрена и Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. № 312, являющимся обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
При этом согласно пункту 3.2 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. № 312, контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
Положения части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года№ 184-ФЗ "О техническом регулировании" допускают несоблюдение сводов правил, применяемых на добровольной основе, только в том случае, если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом.
Между тем, в ходе судебного заседания административным ответчиком каких-либо доказательств, подтверждающих принятия надлежащих мер по проведению обследования технического состояния здания детского образовательного учреждения суду не представлено.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 63 г. Владивостока» является муниципальным бюджетным учреждением.
Согласно ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В силу ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся, в том числе, учреждения.
Исходя из ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» собственником имущества муниципального бюджетного учреждения является соответственно муниципальное образование.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 -ФЗ «О некоммерческих организациях»).
В силу положений ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Кроме того, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, именно на администрацию г. Владивостока возложена обязанность по финансированию расходов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 63 г. Владивостока» по обследованию технического состояния здания, а непринятие соответствующих мер по финансированию указанных расходов на протяжении длительного времени не может быть признано законным, в связи с чем, требования административного иска прокурора в указанной части являются законными и подлежащими удовлетворению.
Возлагая обязанность на администрацию г. Владивостока профинансировать расходы по проведению обследования технического состояния здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 63 г. Владивостока», учитывая процедуру выделения бюджетных средств, объем требований, суд считает разумным установить для администрации г. Владивостока двенадцатимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для осуществления финансирования, для образовательного учреждения – шестимесячный срок для обеспечения проведения обследования технического состояния здания образовательного учреждения, со дня выделения финансирования на эти цели.
В части административных исковых требований о возложении обязанности произвести финансирование расходов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 61 г. Владивостока» по проведению работ по установке умывальных раковин с подводом горячей и холодной воды в помещениях начальных классов, в кабинете биологии, умывальных раковин в санитарных узлах для мальчиков, обеспечению нормируемого уровня искусственной освещенности в кабинете искусств, в процедурном кабинете, ремонту АПС и ОООУЭ, кровли здания в мастерских, суд приходит к выводу о том, что данные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В материалах административного дела доказательства, подтверждающие необходимость проведения вышеуказанных работ в образовательном учреждении отсутствуют, прокурором не предоставлены. Выводы основаны на представленном суду акте проверки от 20.11.2024 и изложенных в нем сведений о наличии неисполненного предписания №90 от 11.05.2021, которое выдавалось Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю. Между тем, указанные сведения опровергаются директором МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 63 г. Владивостока», которая пояснила, что указанные в предписании нарушения уже устранены, доказательств обратного материалы дела не содержат.
При этом факт наличия ходатайств директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 63 г. Владивостока» в адрес руководителя управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока о необходимости выделения финансирования на проведение ряда работ в 2021 году, не может служить доказательством необходимости их проведения на текущий момент, доказательств обратного административным истцом не представлено, при том, что административным ответчиком оспариваются указанные обстоятельства.
В силу п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» суд вправе ограничиться признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенные публичными полномочиями орган или лицо определенных обязанностей в случае, когда путем такого признания достигается защита нарушенного права, свободы, законного интереса.
Поскольку проведение обследования технического состояния здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 63 г. Владивостока» позволит установить необходимость проведения ремонтных работ, их вид, и в последующем, с учетом установленных обстоятельств, рассмотреть вопрос о необходимости проведения ремонтных работ, чем будет достигнута защита нарушенного права неопределенного круга лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, оснований для возложения на административных ответчиков иных обязанностей не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования прокурора Советского района г. Владивостока к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 63г. Владивостока», администрации г. Владивостока о признании бездействия незаконным и возложении обязанности – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации г. Владивостока (ИНН <номер>) в непринятии мер по финансированию расходов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 63 г. Владивостока» (ИНН <номер>), по обследованию технического состояния здания.
Возложить на администрацию г. Владивостока обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование расходов по проведению обследования технического состояния здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 63 г. Владивостока».
Возложить на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 63 г. Владивостока» обязанность в течение 6 месяцев после финансирования администрацией г. Владивостока обеспечить проведение обследования технического состояния здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 63 г. Владивостока», расположенного по адресу: <адрес>
В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10.03.2025 года.
Судья А.Е. Кашимовский
